7. Сокращён срок согласования единственного поставщика в ФАС.
Раньше заказчик получал согласование закупки у единственного поставщика в Федеральной антимонопольной службе в течение 10 рабочих дней. Теперь он сможет пройти такое согласование в контрольном органе за 8 рабочих дней.
8. Теперь в определенной ситуации в случае расторжения контракта с поставщиком заказчик может заключить контракт со вторым участником, даже если поставщика не внесли в РНП.
До последних изменений заказчик не мог заключить контракт со вторым и последующими участниками закупки в случае расторжения контракта с поставщиком, если поставщика не внесли в РНП. Теперь заказчик может заключить контракт со вторым участником, если с победителем расторгнут контракт из-за форс-мажора и победителя не внесли в РНП.
5. Предоставили право устанавливать разный размер аванса по каждому этапу.
В строительных комплексных контрактах заказчикам разрешили устанавливать разные размеры авансов для каждого этапа работ. Ранее такой возможности у них не было.
6. В ряде закупок разрешили указывать товарный знак без слов «или эквивалент».
Раньше заказчику было запрещено указывать в закупочной документации товарный знак без слов «или эквивалент» за исключением определенных случаев, когда имело место обоснование невозможности применения другого товара. Теперь заказчик в описании характеристик закупаемого товара может указать конкретный товарный знак при закупке медизделий и спецпродуктов лечебного питания по решению врачебной комиссии.
3. Закупки у единственного поставщика в электронном виде упростили.
Закупки у единственного поставщика в электронном виде теперь не учитываются в годовом объеме закупок. Также существенно повысили ценовой порог на закупку товаров у единственного поставщика по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (закупки с полки) с 3 млн до 5 млн руб. По старым правилам, закупки товаров у единственного поставщика в электронном виде были привязаны к СГОЗу. Теперь же заказчики получили два несвязанных между собой лимита. Первый, старый лимит, остался привязан к СГОЗу – для закупок работ и услуг у единственного поставщика до 600 тыс. Новый, большой лимит, аж 100 млн руб. в год – на закупки товаров по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Без какой-либо привязки к СГОЗу, без каких-либо прочих ограничений. Всё это, конечно, скажется на популярности этого вида закупок, но не думаю, что популярность возрастет в разы.
4. Заказчикам опять продлили право заключать комплексные строительные контракты и контракты под ключ.
Несколько лет тому назад заказчики должны были закупать отдельно проектно-изыскательские работы и строительно-монтажные работы, а также оборудование, которое технологически и функционально не связано с объектом капстроительства. Позднее разрешили проводить закупки на выполнение строительных работ под ключ до 1 января 2024 года. Теперь этот срок продлили до 1 января 2025 года.
2. Методика расчета НМЦК официально стала необязательной.
Хотя не совсем понятно, почему методика расчета НМЦК считалась обязательной до нововведений. Точнее сказать, таковой ее считал ФАС. Но ведь методические рекомендации – это не закон и не подзаконный акт. Теперь уже заказчики совершенно точно могут не применять рекомендации по расчету и обоснованию НМЦК. В то же время это не означает, что обосновывать НМЦК больше не нужно, просто теперь это можно делать по-разному, можно сказать, на своё усмотрение. Контролёры будут проверять обоснование НМЦК, которое либо придётся утвердить самостоятельно, либо использовать региональный документ, либо так и продолжать применять методику, утвержденную приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. При этом Минфин обещает в будущем принять новые понятные правила обоснования НМЦК к концу 2023 года.
Какие изменения были приняты:
1. Ценовой порог электронного запроса котировок увеличили.
Теперь запросом котировок можно закупать товары и услуги на сумму до 10 млн руб. вместо 3 миллионов. Это действительно огромная разница. Причем, раньше годовой объём закупок путём запроса котировок был ограничен 20% от СГОЗ, или 100 млн руб. Это правило действовало для заказчиков, у которых СГОЗ в прошедшем году был менее 500 млн руб. А теперь ограничение доли электронного запроса котировок в совокупном годовом объёме закупок убрали. Правда, не применять лимит можно только до 31 декабря 2026 года. Но, скорее всего, это правило впоследствии сделают постоянным. И это действительно очень существенное и важное изменение и для заказчиков, и для поставщиков госзаказа. Запросом котировок можно закупать практически всё, в том числе те товары и услуги, которые входят в аукционный перечень (распоряжение Правительства от 21.03.2016 № 471-р). Кроме того, для вузов и научных организаций до 31 декабря 2023 года продлили право использовать электронный запрос котировок при любой НМЦК и без привязки к годовому объёму закупок по определенному перечню товаров, работ, услуг (распоряжение Правительства от 26.05.2022 № 1316-р, распоряжение Правительства от 29.12.2022 № 4366-р). Также на постоянной основе действует норма о том, что в ряде закупок электронный запрос котировок проводится независимо от НМЦК и СГОЗ (п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Если вы следите за новостями нашей сферы, то точно слышали о том, как Валентина Матвиенко предлагала ввести мораторий на закон о госзакупках.
Как я и утверждал ранее, что никакого моратория по предложению Валентины Матвиенко не будет, так и вышло. Однако, в ходе реализации её предложения был принят Федеральный закон № 154-ФЗ об изменениях в 44-ФЗ, который на самом деле упрощает и ускоряет проведение госзакупок.
- Изменения по 44-ФЗ вместо предлагаемого моратория начинают действовать с 09 мая 2023г.
По моему мнению, которое совпадает с мнением многих заказчиков и поставщиков, самым важным изменением является увеличение порога для проведения запроса котировок и снятие ограничения по СГОЗ. Между тем, эта мера – временная, и введена до 31 декабря 2026 года. Но этот порядок, после анализа правоприменительной практики, могут сделать и постоянным.
Новые изменения по 44-ФЗ.