Информация о клиенте: Руководитель производственной организации, работающей по 223-ФЗ в городе Санкт-Петербург.
С какой проблемой пришли: Представитель Заказчика обратился с просьбой подготовить и провести закупку по клинингу.
Суть проблемы заключалась в том, что на протяжении нескольких лет по результатам проведения аналогичных закупок, победу одерживали организации, не способные выполнять поставленные задачи. Дело в том, что кроме простой уборки помещений от пыли и грязи, большой объем работ отводился уборке рабочих зон, и, в том числе, станков и другого высокоточного оборудования. Все эти задачи детально прописывались в Техническом задании, но участники все это игнорировали и выигрывали путем демпинга.
Заказчик просто с ума сходил от сложившейся ситуации. Договоры расторгались, на нерадивых Поставщиков подавались судебные иски и в итоге закупки проводились заново. Но результат был все время один и тот же.
Задача, поставленная клиентом: организовать закупку так, чтобы в ней выиграл достойный и адекватный Поставщик. Потенциальный Поставщик был, но Заказчика устраивал любой Поставщик, лишь бы он нормально исполнял свои обязательства.
Какая стратегия действий была выбрана: Изучив предыдущие закупки и выслушав пожелания Клиента, мы пришли к выводу, что нужно проводить не несколько закупок как это делалось ранее, а одну большую и очень серьезную закупку. Бюджет у Заказчика на это был, речь шла о сумме около 150 миллионов рублей. Но Заказчик ужасно боялся, что все повторится уже на большой закупке. Поэтому, нам пришлось долго и упорно объяснять, и доказывать, что именно большая закупка поможет достижению поставленной задачи.
Между тем, мне было понятно, что одной суммой вопрос не решить, поэтому нужно было подготовить сложную закупочную документацию с условиями участия и критериями определения победителя, при которых выиграть путем снижения цены было бы просто невозможно. Мы детально изучили Положение о Закупке Заказчика, и приняли решение проводить закупку путем Запроса предложений. Именно эта процедура была описана в Положении о Закупке максимально в общих чертах, и мы могли включить в требования к участнику и критерии оценки заявок максимально много информации.
Итог: Мы потратили два месяца на разработку закупочной документации и еще месяц на проведение закупочной процедуры. В итоге, Заказчик заключил договор с нормальным исполнителем. Да, процедура не прошла совсем гладко. Мы получили 5 запросов на разъяснение и одну жалобу в ФАС на документацию. На запросы мы ответили, а жалобу признали не обоснованной. За то, ни один из дилетантов даже не стал подавать заявки на участие. Очевидно, они просто поняли, что выиграть все равно не смогут, а только потратят деньги на подготовку заявки. Действительно, например, делай мы заявку на подобную закупку - взяли бы за это тысяч сто, не меньше. Поэтому, все халявщики поняв, что развалить закупку не получится, разошлись несолоно хлебавши.
Вывод: только, используя все Законные механизмы при организации и проведении закупок, можно добиться того, чтобы победу одерживали адекватные Поставщики. Хотя, конечно, такой способ — это не панацея. Однако, это лучше, чем выбрасывать закупки с минимальным количеством требований к участникам, провоцируя тем самым демпинг.
Я глубоко уверен, что если Заказчик пользуется всеми законными механизмами при поиске хорошего Поставщика, то это, как минимум, грамотный и не безразличный Заказчик. Особенно, когда Заказчик работает по 223-ФЗ, где у Заказчика имеется масса таких механизмов.